Мнения экспертов

Василий АНАНЬИН Генеральный директор AdIndex.ru

В текущей ситуации рекламный рынок нуждается в развитии независимых систем мониторинга для эффективного планирования рекламных кампаний в сегменте digital. Сейчас бюджеты на мобильную рекламу растут быстрыми темпами, опережая онлайн примерно в четыре раза. К 2016 году траты на мобильную рекламу составят 44,67%, на онлайн – 11,54%. За 2012 год мировой рынок мобильной рекламы уже вырос на 82,8% до $8,9 млрд.

Немаловажным является структурирование и сегментация рынка агентских услуг, а также замеры эффективности работы агентств. На мой взгляд, ключевым фактором развития экономики в интернете в ближайшей перспективе будет являться рост e-commerce. А это, несомненно, повлияет и на расширение рекламного digital-рынка и, как следствие, развитие технологий, позволяющих максимально эффективно покупать целевую аудиторию и конвертировать ее в продажи.

Марина ЖУНИЧ Директор Google Россия по взаимодействию с органами государственной власти

Google поддерживает исследования в области интернет-экономики в разных странах мира с 2011 г. Потребление Интернета в России растет каждый год, при этом рост аудитории происходит, преимущественно, за счет регионов. Динамика экономики Рунета сегодня во многом обусловлена развитием индустрии контента и новыми инструментами монетизации онлайн. Например, российский рынок видео в Интернете растет намного быстрее других стран, включая Европу и США, и правообладатели используют все более инновационные каналы цифровой дистрибуции. Одновременно одним из ключевых драйверов интернет-экономики остаются предприятия малого и среднего бизнеса в Москве и регионах.

Марина ТРЕЩОВА Генеральный директор FastLane

Конец 2012 и первая половина 2013 года были крайне интересными для развития российской интернет индустрии. Несмотря на то, что в целом бурный рост индустрии замедлился, на рынке появилось большое количество новых игроков - онлайн-компаний и инвестиционных фондов, рассматривающих Рунет в качестве приоритетной для финансирования области. По прежнему большую активность проявляют российские фонды, международное финансирования составляет небольшой процент об общего объема инвестиций. Одновременно важно отметить возросший уровень профессионализма – как со стороны предпринимателей, так и со стороны инвесторов. Это связано с тем, что рынок вошел в стадию зрелости, есть более точное понимание инвестиционного цикла, история успешных и неуспешных запусков, а также развития бизнеса c нуля до стадии exit.

В целом, можно отметить, что электронная коммерция продолжает быть одной из самых масштабных областей, однако игроки проявляют активный интерес к другим областям интернет-индустрии, предпочитая сильно диверсифицировать инвестиционный портфель. Многие крупные игроки из оффлайна рассматривают возможности дальнейшего развития своего бизнеса в онлайн-пространстве или долгосрочное партнерство с лидерами Рунета.

Марина НИКЕРОВА Заместитель генерального директора ЗАО «Технический центр Интернет»

Одна из тенденций этого года – рост российского доменного пространства не только «вглубь», но и «вширь». Новые домены верхнего уровня, среди которых .ДЕТИ, .TATAR, .МОСКВА, .MOSCOW, .РУС, дадут толчок дальнейшему развитию всего российского интернета, привлекут в сеть новых пользователей. Это накладывает дополнительную ответственность на всех, кто занят технической поддержкой и обслуживанием доменов верхнего уровня, обеспечением сетевой безопасности, прилагает маркетинговые усилия для развития интернет-рынка.

Михаил ЖУКОВ Управляющий директор ГК HeadHunter

Нездоровый инвестиционный бум сошел на нет. Сошла на нет и гонка зарплат для специалистов, наиболее востребованных в инвестиционных проектах: разработчиков, дизайнеров, толковых руководителей проектов и пр. Технические специалисты стали более лояльны своим компаниям и прежде всего ориентируются на внутренний рост, а уже во вторую очередь — на внешние компании, и только в том случае, если есть шанс резко шагнуть через несколько карьерных ступеней. Именно поэтому компании интернет-отрасли с точки зрения HR-политики сосредоточились на удержании и развитии уже имеющихся талантов.

Специалисты, регулярно документирующие свой профессиональный опыт в тех или иных соц. платформах (все равно каких), имеют существенно больше шансов быть выловленными рекрутерами с последующим приглашением на интересные позиции.

Качество базового (не только технического) образования все еще имеет большой вес. Однако работодатели по факту уже приняли на себя неспособность государства поставлять на рынок труда выпускников с требуемым уровнем знаний и навыков и сами доучивают до своих профессиональных стандартов толковых молодых людей из правильных вузов. Это подтверждается ростом спроса за год на молодых специалистов без опыта работы на 20% в целом, в интернет-области эти цифры еще выше.

Магистральное направление рынка труда в интернет-отрасли – это рост расходов компаний на удержание и развитие сотрудников, создание уникальной атмосферы работы, нестандартных условий работы и возможностей для развития. Расходы компаний на создание и поддержку HR-бренда будут расти опережающими темпами, также пойдут вверх и расходы на внутренние образовательные сервисы (подготовка новичков, регулярное обучение технических специалистов, обучение бизнес-заказчиков общению с техническими специалистами на одном языке). Но не надо это рассматривать как рост CAPEX, скорее это инвестиции в опережающий рост производительности труда.

Сергей ПЛУГОТАРЕНКО Директор РАЭК

Много лет подряд РАЭК - как Ассоциация интернет-игроков - консолидировала знания об интернет-экономике и тренды ее развития, в рамках ежегодных открывающих докладов на наших крупных конференциях.

В 2012 году мы впервые решились на проведение собственного масштабного исследования - Экономики Рунета по 11 направлениям. Этот проект принес небывалые плоды: благодаря тесному контакту игроков Рунета, РАЭК и профильных органов государственной власти, нам удалось не только посчитать 11 выбранных рынков, но и утвердить результаты исследования на всех уровнях: бизнес, государство и общество. Важным фактором успеха стало наше сотрудничества в рамках исследования с НИИ ВШЭ - профильным академическим институтом, помогшим нам привнести в проект правильные алгоритмы проведения серьезных социологических и экономических исследований.

Презентация Исследования “Экономика Рунета 2011-2012”, состоявшаяся 10 октября 2012 годв в РИА Новости с участием представителей организаций-лидеров Рунета, помощника Президента России Игоря Щёголева и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, продемонстрировала следующие показатели: объем 11 исследуемых интернет-рынков сопоставим с 1% ВВП России, с абсолютной величиной суммарных оборотов в 555 млрд.руб., с динамикой роста +30% в год. При этом объем всей экосистемы интернет-зависимых рынков составил более 4,6% ВВП!

Именно потому что в прошлом году Рунет впервые показал свою зрелость и “заметность” на фоне офлайновых экономик, а также был предсказан беспрецедентный прогноз по динамике роста интернет-рынка, на исследование этого года возлагаются особые надежды.

Оправдает ли Рунет прогнозы 30% роста? Как изменится экономический ландшафт Рунета? Какие новые сегменты рынка выйдут в лидеры как по объемам экономики, так и по динамике роста?

Ответы на эти и многие другие работы даст исследование этого года “Экономика Рунета 2012-2013”, и РАЭК уверен, что отечественный интернет-рынок в очередной раз продемонстрирует впечатляющие экономические показатели.

Базис, создаваемый нашим исследованием, при поддержке игроков Рунета и государства, позволит нам подкрепить цифрами и фактами главную идею современного “позиционирования” экономики Рунета: интернет сегодня становится кровеносной системой всей экономики нашей Страны!

Андрей ВОРОБЬЕВ Директор департамента по связям с общественностью RU-CENTER

Количество доменов в национальной зоне .RU приближается к 5 000 000, причем последний миллион может быть набран за полтора года – быстрее, чем за всю его историю. Основными драйверами роста на доменном рынке стали два основных фактора. Первый – глобальная программа внедрения новых доменов верхнего уровня, которая подстегнула интерес к доменным именам и вдохнула новую жизнь в работу регистраторов и регистратур по всему миру. Новые российские домены, такие как .МОСКВА, .MOSCOW, .ДЕТИ и .РУС, будут играть все более заметную роль в начале следующего года. Второй – продолжающийся рост проникновения интернета в России и снижение цифрового неравенства: больше людей получают возможность открывать собственные ресурсы и обеспечивают стабильный поступательный рост отрасли.

Другая важная тенденция – наблюдающийся во всем мире повышенный интерес к вопросам сохранности персональных данных, информационной безопасности, защиты от мошенничества и обеспечения неприкосновенности частной жизни. Она обусловила стабильно растущий спрос на программные и аппаратные средства шифрования, аутентификации, борьбы с фишингом и хакерскими атаками. Рост рынка SSL-сертификатов за прошлый год составил около 200%. По нашему мнению, эта тенденция сохранится и в будущем.

Михаил ОСИН Руководитель цифровых продаж OZON.ru

Сегодня стало совершенно очевидно, что Россия и наши покупатели являются очень интересной аудиторией для западных игроков электронной коммерции, об этом говорит приход крупных компаний (eBay, PayPal, Amazon), а также тот факт, что западные сайты активно переводят свои ресурсы и на русский язык и показывают цены в рублях.

Также за последние 2 года в Рунете появилось столько e-commerce проектов, сколько не было в предыдущие 10 лет. Оба эти факта говорят о том, что отрасль находится на подъеме и прекрасно себя чувствует. Конечно, естественный отбор никто не отменял, конкуренция растет, есть и магазины, которые испытывают сложности или вообще закрываются. Но для клиентов это только плюс: качество работы с каждым годом становится лучше и лучше.

Основные драйверы – это все еще новые покупатели, которых в онлайне не так много, как может показаться, и, конечно, покупатели и из регионов.